Тенденции развития систем ЖАТ в свете внедрения IRIS (газета "Евразия Вести", ноябрь, 2012)

Тенденции развития систем ЖАТ в свете внедрения IRIS

За 20 лет научно-производственный центр «Промэлектроника» вошел в число крупнейших предприятий отрасли, став системным интегратором и поставщиком под ключ комплексных решений для строительства и реконструкции железных дорог на отечественном и мировом рынках. В октябре компания традиционно выступила в качестве участника и спонсора четвертой научно-практической конференции и выставки «ТрансЖАТ-2012». Генеральный директор НПЦ «Промэлектроника» Игорь Германович Тильк посвятил свое выступление вопросам развития современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) в свете внедрения международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

Сегодня внедрение стандарта IRIS производителями железнодорожной техники – мировая тенденция, во многом определяющая пути развития современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Важным критерием становится отношение надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности поставляемой продукции к стоимости ее жизненного цикла (RAMS/LCC). Улучшение этих параметров будет достигаться за счет:

  • интеграции в системы ЖАТ телекоммуникационных и IT-систем, средств измерения, диагностики и удаленного мониторинга;
  • создания самонастраивающихся и самообучающихся систем с функциями поддержки принятия решений;
  • оптимизации решений для участков с различной интенсивностью движения при использовании централизованной и распределенной архитектуры;
  • перехода к обслуживанию технических средств ЖАТ по текущему состоянию;
  • внедрения в процессы разработки, производства и проектирования апробированных в мире технологий улучшения показателей RAMS.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СТАНЦИЯХ

В ближайшем будущем произойдет полная аппаратная и программная интеграция систем ЖАТ, связи, технической диагностики и информационных технологий в единый комплекс, управляющий как станционными устройствами, так и движением поездов по станции и прилегающим перегонам. Основу такого комплекса составляет система централизации, реализующая, помимо традиционных, функции линейного пункта диспетчерской централизации, измерений, диагностики и мониторинга. Объединение этих функций позволит сократить стоимость жизненного цикла продукции (ЖЦП) за счет исключения параллельного функционирования на станциях нескольких программно-аппаратных комплексов. Пример реализации данной технологии – микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И, в которой программная интеграция обеспечивается вычислительным комплексом, использующим клиент-серверную архитектуру. Для снижения трудоемкости и стоимости внедрения, а также в целях повышения безопасности разработана система автоматизированного проектирования САПР, генерирующая программные модули МПЦ-И для конкретного объекта.

Использование модульного принципа построения современных систем безопасности и открытой архитектуры требует унификации протоколов обмена информацией. Благодаря этому станет возможна стыковка аппаратно-программных компонентов различных производителей без обязательной разработки технических решений по увязке, что в свою очередь снизит стоимость ЖЦП.

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СЧЕТА ОСЕЙ

До настоящего времени широкому внедрению систем контроля свободности участков пути методом счета осей вместо рельсовых цепей препятствовало отсутствие средств кодирования и контроля целостности рельса. Развитие систем управления движением поездов с использованием радиоканала обеспечит кодирование по радиоканалу, что в сочетании с регламентированной работой средств дефектоскопии снимет существующие ограничения.

Таким образом, развитие и модернизация хорошо зарекомендовавшей себя за годы эксплуатации системы счета осей ЭССО напрямую связаны с оптимизацией соотношения RAMS/LCC. Аппаратура системы ЭССО нового поколения обладает расширенной функциональностью, а также повышенными параметрами надежности и готовности. Ее широкое применение в информационно-управляющих комплексах обеспечивается открытым протоколом обмена информацией MODBUS RTU, благодаря этому чему будет востребовано применение ЭССО на стыке с информационными технологиями. Уже разработаны технические решения для измерения скорости и ускорения подвижного состава. Создана система определения типов и контроля передвижения вагонов и локомотивов СОВА – эффективный механизм ведения вагонной модели, контроля приема-сдачи вагонов и защиты от краж.

Сегодня расширяются интеллектуальные функции не только самой продукции, но и средств ее проектирования, производства и эксплуатации. Так, появился интерактивный сервис по поиску и устранению неисправностей системы ЭССО, благодаря которому электромеханик, зайдя на сайт предприятия, в любое время может оперативно получить помощь в решении проблем эксплуатации.

ОБОРУДОВАНИЕ МАЛОДЕЯТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В целях обеспечения рентабельности эксплуатации систем ЖАТ на малодеятельных участках, необходимо снижать стоимость их обслуживания. Существующие перегонные системы имеют неудовлетворительные характеристики RAMS/LCC и при увеличении интенсивности движения требуют замены на автоблокировку. Здесь будущее за микропроцессорными системами. Разработанная НПЦ «Промэлектроника» микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ оснащена подсистемами диагностики и мониторинга, а также автоматического переключения на резервный канал связи при ухудшении параметров основного. Для увеличения пропускной способности перегона совместно с МПБ применяется автоматический блокпост, который транслирует блок-сигналы и управляет проходными светофорами. Логику зависимостей блокпоста выполняет контроллер МПБ. Для передачи информации между станциями используется как физическая двухпроводная линия, так и уплотненные волоконно-оптические и кабельные линии или радиоканалы.

На той же аппаратно-программной платформе реализованамикропроцессорная система автоматического управления переездной сигнализацией МАПС, позволяющая контролировать участки приближения к переездам и пешеходным дорожкам, а также управлять всеми используемыми типами переездных устройств заграждения и оповещения. Переездной блок МАПС по каналам ТЧ или радиоканалу может передавать на ближайшую станцию контрольную и диагностическую информации о состоянии самого блока МАПС, о работе и отказах счетных пунктов, занятии или свободности контролируемых участков пути.

Ключевой момент для снижения стоимости жизненного цикла устройств СЦБ – переход к обслуживанию по текущему состоянию. Технология удаленного мониторинга объектов по радиоканалу реализована в системе СУМО. Информация о работе устройств СЦБ передается по каналу GSM/GPRS на сотовый телефон электромеханика и АРМ поездного диспетчера, а также архивируется встроенными средствами.

ПЕРЕХОД НА УПРАВЛЕНИЕ ПО РАДИОКАНАЛУ

В последние годы за рубежом активно внедряются системы управления движением поездов по радиоканалу. Наиболее наукоемкой перспективной разработкой НПЦ «Промэлектроника», опирающейся на мировые тенденции развитии железнодорожной отрасли и представляющей собой альтернативу европейской ERTMS/ETCS, является комплексная система интервального регулирования движения поездов с использованием радиоканала СИНТЕРА. Система предназначена для организации движения на участках с любой интенсивностью и характером движения при скоростях до 400 км/ч. Основные функции системы:

  • управление движением поездов на перегоне, в том числе при полном отсутствии светофоров и по виртуальным блок-участкам;
  • управление поездной и маневровой работой на станциях;
  • автоматическое управление тормозами поезда в случае превышения допустимой скорости движения;
  • автоматический расчет кривой торможения и остановка локомотива в заданной точке, включая недопущение проследования сигнала с запрещающим показанием на станции;
  • контроль целостности поезда и определение координат хвоста поезда.

Работу системы обеспечивают четыре основные подсистемы:

  • высокоскоростной цифровой радиоканал на базе технологий GSM-R, Wi-Fi, Wi-Max, CDMA и т.п.;
  • точечный канал связи с локомотивом ТКС-Л;
  • центр радиоблокировки, который осуществляет сбор информации о местоположении локомотивов и формирует для них данные в зависимости от текущей поездной обстановки на участке, включая станции;
  • локомотивная управляющая подсистема, определяющая местоположение и скорость движения локомотива по адаптивному алгоритму на основе данных от точечного канала связи с локомотивом, датчика пути и скорости, допплеровского радара и приемника спутниковой навигации. Локомотивная управляющая подсистема передает эту информацию по цифровому радиоканалу в центр радиоблокировки. Данные о текущей и допустимой скорости движения отображаются на экране пульта машиниста. Кривая торможения вычисляется в реальном масштабе времени исходя из фактического местоположения поезда, параметров состава и расстояния до точки прицельного торможения. В случае превышения допустимой скорости происходит автоматическое управление тормозами поезда.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

При внедрении комплексных решений НПЦ «Промэлектроника» уделяет большое внимание качественной и своевременной подготовке эксплуатационного персонала к обслуживанию систем. Помимо обязательного обучения на местах, проводятся ежегодные курсы повышения квалификации для работников хозяйства автоматики и телемеханики.

Сегодня лабораторными стендами по изучению работы систем МПЦ-И и ЭССО оборудовано несколько учебных центров в России и за рубежом: на Дальневосточной, Казахстанских и Узбекских железных дорогах, в Белоруссии.
Также, не забывая о будущих специалистах, НПЦ «Промэлектроника» создает подобные лабораторные стенды в университетах. В настоящее время студенты Екатеринбурга, Перми и Гомеля могут изучать работу современных микропроцессорных технологий. Данный подход, полностью отвечающий потребностям заказчика, в свою очередь, дополнительно позволяет улучшить параметры RAMS/LCC.
 

НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ

19 сентября 2012 г. в Берлине на проходившей в это время крупнейшей международной выставке транспортных технологий InnoTrans-2012 научно-производственному центру «Промэлектроника», вновь принимавшему участие в мероприятии в качестве экспонента, был вручен сертификат соответствия наивысшему уровню полноты безопасности SIL4 стандарта СENELEC на систему контроля участков пути методом счета осей ЭССО.
НПЦ «Промэлектроника» стал первой российской компанией в отрасли, получившей сертификат SIL4.

Независимая оценка на соответствие требованиям Европейских стандартов CENELEC EN 50126 / 50128 / 50129 была проведена авторитетной компанией ТЮФ Рейнланд ИнтерТраффик (TÜV Rheinland InterTraffic).

Сертификат был вручен генеральному директору НПЦ «Промэлектроника» И.Г. Тильку генеральным директором TÜV Rheinland InterTraffic доктором Михаэлем Далакером на стенде ТЮФ Рейнланд. Доктор Далакер сказал: «Независимая оценка безопасности, которую мы провели в НПЦ «Промэлектроника», не только подтверждает, что система ЭССО может повысить безопасность железных дорог, но также означает, что ТЮФ Рейнланд отвечает всем требованиям заказчиков с целью реализации их экономического потенциала».
Как отметил на торжественной церемонии вручения генеральный директор НПЦ «Промэлектроника» Игорь Германович Тильк, «получение европейского сертификата на российскую систему обеспечения безопасности движения – это признание высокого уровня наших разработок, достижений и научного потенциала российских инженеров. Мы гордимся, что наша система прошла все экспертизы на соответствие наивысшему уровню безопасности и успешно эксплуатируется не только в России, но и в других странах».


Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.