Современные системы железнодорожной автоматики: Инновационные пути развития (журнал "РСП Эксперт", №6, 2012)

В апреле 2012 года научно-производственному центру «Промэлектроника» исполнилось 20 лет. За эти годы компания добилась выдающихся результатов и вошла в число ведущих российских разработчиков микропроцессорных систем автоматики и телемеханики для магистрального железнодорожного транспорта, подъездных путей промышленных предприятий и метрополитена.

Применение микропроцессорных технологий в системах обеспечения безопасности движения поездов – это инновационный шаг вперед для развития всей железнодорожной отрасли. Системы, создаваемые на базе микропроцессорных комплексов, высокоскоростных цифровых каналов связи и беспроводных технологий, обладают расширенными функциональными возможностями и лучшим отношением надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности к стоимости жизненного цикла (RAMS/LCC).

НПЦ «Промэлектроника» предлагает широкий спектр современных микропроцессорных систем железнодорожной автоматики для оборудования станций, перегонов и переездов магистрального и промышленного транспорта, а также метрополитенов.

Наличие фундаментальной исследовательской базы позволяет компании разрабатывать уникальные системы безопасности движения поездов и при этом обеспечивать высокий уровень качества и надежности производимой продукции.

Специалисты НПЦ «Промэлектроника» имеют в своем распоряжении лаборатории для испытаний на электромагнитную совместимость и устойчивость к воздействию климатических и механических факторов, испытательные полигоны.

Обеспечивая производство и комплексную поставку оборудования для участков железных дорог или отдельных объектов, НПЦ «Промэлектроника» также выполняет полный цикл работ по внедрению и эксплуатации своих разработок – от проектно-изыскательских и пусконаладочных работ до утилизации, включая сервисное обслуживание, пожизненное авторское сопровождение и модернизацию систем.

Работа НПЦ «Промэлектроника» отвечает всем требованиям стандарта ИСО 9001:2008. Поставляемые системы обеспечиваются необходимой эксплуатационно-технической документацией и обладают сертификатами соответствия. На все выполняемые работы имеются допуски СРО. Система управления бизнесом компании готовится к сертификации на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

И.Г. Тильк, генеральный директор ЗАО «НПЦ «Промэлектроника»: «НПЦ «Промэлектроника» – российская динамично развивающаяся компания, где клиентоориентированный подход сочетается с прогрессивными решениями в сфере управления бизнесом. Закономерным результатом такой организации работы становится комплекс инновационных технологий и продуктов».

Централизованное управление на станциях

Основной системой железнодорожной автоматики, объединяющей все прочие системы на участке дороги, является микропроцессорная централизация.

Современная МПЦ – это комплекс управления движением поездов с интеграцией смежных систем железнодорожной автоматики. Объединение этих систем в МПЦ на программном уровне – одна из технологий, позволяющих сократить стоимость жизненного цикла продукции за счёт исключения параллельного функционирования на станциях нескольких аппаратно-программных комплексов.

Пример реализации данной технологии – разработанная НПЦ «Промэлектроника» микропроцессорная централизация МПЦ-И. Благодаря развитым коммуникационным возможностям и гибкой архитектуре в МПЦ-И можно интегрировать линейные пункты диспетчерской централизации, системы технической диагностики и мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки, центры радиоблокировки и др.

Программная интеграция обеспечивается за счет вычислительного комплекса, использующего клиент-серверную архитектуру. Благодаря этому создаются информационно-управляющие системы любой конфигурации и сложности, а также реализуется ряд функций верхнего уровня:

  • автоматическая установка маршрутов по введенному заранее графику движения;
  • автоматическая реакция системы на возникновение аварийных и сбойных ситуаций;
  • автоматический переход на резервный комплект по предотказными или отказным состояниям без прекращения движения поездов на станции;
  • создание единой интегрированной системы управления движением поездов на участке, включающем в себя станции, перегоны, сортировочные горки;
  • реализация мультистанционной МПЦ с удаленным управлением объектами по единому безопасному протоколу.

Организация безопасного движения на перегонах и переездах

Интеллектуальные возможности развиваются и у малофункциональных систем. Одна из них – успешно зарекомендовавшая себя система счета осей ЭССО, предназначенная для контроля свободности участка пути любой сложности и конфигурации на станциях и перегонах. Система работает при любом, вплоть до нулевого, сопротивлении изоляции балласта, в том числе на участках с металлическими шпалами и стяжками, на цельнометаллических мостах. Как и все системы НПЦ «Промэлектроника», ЭССО разработана с учетом отечественных условий эксплуатации (диапазон рабочих температур от - 60 до +85°С) и обеспечивает увязку со всеми действующими системами железнодорожной автоматики.

Востребовано применение ЭССО на стыке с информационными технологиями. Это, например, горочные системы контроля стрелочных секций и защиты от перевода стрелки под составом. Разработаны технические решения для измерения скорости и ускорения подвижного состава, создана система определения типов вагонов СОВА– эффективный механизм ведения вагонной модели, контроля приема-сдачи вагонов и защиты от краж.

Другая система – микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ – реализует все функции релейной полуавтоматической блокировки, дополнительно обеспечивая контроль прибытия поезда на станцию в полном составе. МПБ оснащена подсистемой диагностики и мониторинга, автоматического переключения на резервный канал связи при ухудшении параметров основного. Для передачи информации между станциями используется не только физическая двухпроводная линия, но и уплотненные волоконно-оптические и кабельные линии или радиоканалы.

На той же аппаратно-программной платформе реализована микропроцессорная система управления переездной сигнализацией МАПС, позволяющая контролировать участки приближения к одно-, двух- и многопутным переездам, пешеходным дорожкам, а также управлять всеми используемыми типами переездных устройств заграждения и оповещения.

Ключевой момент для снижения стоимости жизненного цикла устройств СЦБ – переход к обслуживанию устройств по текущему состоянию. Это особенно актуально при эксплуатации систем в отдаленных районах с неразвитой сетью коммуникаций. Технология удаленного мониторинга объектов по радиоканалу реализована в системе СУМО. С ее помощью информация о работе устройств СЦБ передается по каналу GSM/GPRS на сотовый телефон электромеханика и АРМ поездного диспетчера, а также архивируется встроенными средствами.

Развитие инновационных технологий

Наиболее наукоемкой перспективной разработкой НПЦ «Промэлектроника», опирающейся на мировые тенденции развитии железнодорожной отрасли, является комплексная система интервального регулирования движения поездов с использованием радиоканала СИНТЕРА. Среди функциональных особенностей системы:

  • безопасное и точное определение скорости и местоположения локомотива;
  • автоматическое управление тормозами поезда в случае превышения допустимой скорости движения;
  • управление движением поездов на перегоне при полном отсутствии светофоров;
  • управление поездной и маневровой работой на станциях;
  • недопущение проследования сигнала с запрещающим показанием на станции и другие.

Для решения задач диспетчеризации и контроля положения подвижного состава на подъездных путях промышленных предприятий НПЦ «Промэлектроника» разработана система диспетчерского управления парком локомотивов промышленного предприятия ДУПЛЕКС. Основные функциональные возможности системы:

  • предоставление диспетчеру промышленного предприятия достоверной и оперативной информации о местоположении, направлении и скорости движения тягового подвижного состава в режиме реального времени с ведением архива поездных ситуаций;
  • обеспечение безопасности движения при проведении маневровых работ на станциях и отображение оптимальных скоростных значений для машиниста;
  • возможность организации дистанционного автоматизированного управления тепловозом с носимого пульта;
  • регистрация и контроль уровня топлива, режима движения и пробега;
  • автоматическое формирование и передача данных о действиях машиниста за смену.

 

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.