Промышленная безопасность – понятие многозначное. Одна из ключевых ее составляющих для предприятий, осуществляющих собственные железнодорожные перевозки – это организация безопасного движения поездов. И главное здесь, чтобы надежно и четко работали системы железнодорожной автоматики и телемеханики, а сотрудники подразделений СЦБ не испытывали трудностей с их обслуживанием.
Примером успешной модернизации хозяйства СЦБ и комплексного решения вопросов безопасного и эффективного движения железнодорожного транспорта является опыт сотрудничества ОАО «Апатит» и НПЦ «Промэлектроника» - известного на всю страну горно-химического комплекса и разработчика микропроцессорных систем ЖАТ с 15-летней историей.
Комбинат «Апатит» находится в Мурманской области, за Полярным кругом. Суровые климатические условия и сложный горный рельеф местности не помешали ему стать градообразующим промышленным гигантом. Сегодня ОАО «Апатит» входит в число крупнейших мировых производителей фосфатного сырья для производства минеральных удобрений.
Несколько лет назад на комбинате началась серьезная реконструкция железной дороги, связанная с развитием рудно-сырьевой базы и с перераспределением грузопотоков. Новые объемы добычи руды повлекли за собой увеличение объемов перевозок. Железнодорожному цеху предприятия потребовались качественно новые системы СЦБ, безопасные и надежные, способные обеспечить необходимую эффективность поездной работы. В этих целях 2001 году на станции Айкувен вместо применяемых ранее рельсовых цепей была внедрена микропроцессорная система контроля свободности участков пути методом счета осей ЭССО разработки научно-производственного центра «Промэлектроника».
В 2002 году сотрудничество с центром продолжилось, масштабной модернизации подверглась станция Погрузочная. Вместе с системой ЭССО была введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И. Это позволило перевести работу станции на компьютерное управление, тем самым сократить время на простои поездов, а также сделать работу дежурных и электромехаников на станции более комфортной и оперативной.
В 2003 году на предприятии началась плановая работа по замене устаревших воздушных линий связи на волоконно-оптические. И тут возникла проблема. Релейная полуавтоматическая блокировка, применяемая на межпостовых перегонах, не могла передавать блок-сигналы по оптоволокну. Тогда впервые на российском промтранпорте была введена в эксплуатацию микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ, которая работает по любым каналам связи, включая ВОЛС и радиоканал. За прошедшие с тех пор 5 лет на ОАО «Апатит» системой МПБ было оборудовано около 10 перегонов. Причем среди них есть перегоны и станции, расположенные в горных тоннелях, в которых периодически проводятся взрывные работы. Здесь системе приходится работать в условиях значительных перегрузок по вибрации.
Кроме того, большим плюсом оказалась возможность применения микропроцессорных устройств разработки НПЦ «Промэлектроника» в условиях полярной зимы. Так, например, диапазон рабочих температур блока контроллеров, который размещается в релейном шкафу на перегоне, от -60 до +85°С.
Подобный опыт сотрудничества наглядно демонстрирует, как научные достижения и передовые технологии, могут с успехом применяться на практике, помогать предприятиям обеспечивать высокие темпы и объемы перевозок, поддерживать неизменно высокий уровень безопасности движения.
Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь