Новая автоматизированная система будет контролировать занятость участка пути за счёт действия индукционных датчиков счёта осей подвижного состава. Эти датчики прикрепляются к рельсам и передают сигналы о прохождении поезда на центральный процессор, который анализирует их и, в свою очередь, сообщает дежурному стрелочного поста, свободен или занят путь.
«По своим техническим возможностям новое устройство не уступает микропроцессорной централизации типа МПЦ-Е Ebilok-950, которая сейчас внедряется на главных направлениях СЖД, оборудованных рельсовыми цепями, – считает главный инженер службы автоматики и телемеханики СЖД Олег Лихачев. – Однако стоит оно примерно в полтора раза дешевле». На установку МПЦ-И на станции Волгореченск компания выделила 49 млн руб.
«Устройство МПЦ-И будет введено в опытную эксплуатацию на небольшой тупиковой станции с ключевой зависимостью, где стрелочными переводами и сигналами светофоров управляют в ручном режиме, – поясняет Олег Лихачев. – Пути станции Волгореченск не оборудованы рельсовыми цепями, контролирующими целостность рельсов и занятость участка за счёт срабатывания реле».
Таких станций с незначительным размером движения на СЖД множество, особенно на малодеятельных линиях Чум – Лабытнанги, Сосногорск – Троицко-Печорск, Микунь – Вендинга, Архангельск – Карпогоры. И оборудовать их все рельсовыми цепями нецелесообразно, считают специалисты магистрали.
«Оснащение станции рельсовыми цепями по стоимости сопоставимо с монтажом МПЦ-И, но займёт намного больше времени, – подчёркивает Олег Лихачев. – К тому же содержание и обслуживание изолирующих стыков рельсовых цепей обойдётся ОАО «РЖД» значительно дороже, чем эксплуатация компактных устройств микропроцессорной централизации».
Если система МПЦ-И зарекомендует себя надёжной и удобной в эксплуатации, на дороге планируют продолжить её установку на станциях рокадных и малодеятельных участков, отказавшись от строительства рельсовых цепей.
Автор: Николай Порецкий, соб. корр. «Гудка» Ярославль
|