Ключевой объект «под ключ» (журнал "ПромТранс", №1 (3), 2013)

Последнее время все чаще возникают вопросы обеспечения безопасности железнодорожных перевозок, оптимизации работы хозяйства автоматики и телемеханики, необходимости перехода к новой технологии управления движением поездов. Многие промышленные предприятия ощущают потребность в качественно новых системах СЦБ, безопасных и надежных, способных повысить эффективность поездной работы.

В 2012 году началась масштабная модернизация хозяйства СЦБ железной дороги Норильского промышленного района (ОАО «Норильский никель»). Этот проект во многом можно назвать уникальным. Сразу четыре станции дороги, железнодорожный переезд и перегоны были оборудованы современными микропроцессорными системами железнодорожной автоматики и телемеханики разработки НПЦ «Промэлектроника».

Норильская железная дорога является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта в общемировом масштабе. Это не только крупнейшая на пространстве бывшего СССР изолированная железнодорожная сеть широкой колеи (1520 мм), но и одна из самых северных железных дорог мира.

Обладая оригинальной инфраструктурой, Норильская железная дорога также является градообразующим объектом. Это главная транспортная артерия Норильского промышленного района, от которой зависит жизнь всего региона.
Закономерно на первый план встают вопросы организации безопасного и эффективного движения поездов. И главное здесь, чтобы надежно и четко работали системы железнодорожной автоматики и телемеханики, а специалисты подразделений СЦБ не испытывали трудностей с их обслуживанием.

НПЦ «Промэлектроника» стал надежным союзником и партнером комбината в решении данных проблем.
На сегодняшний день на четырех объектах Норильской железной дороги – станции Кайеркан, постах Каларгон, Разрез, Алыкель введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И и работает система контроля участков пути методом счета осей ЭССО. Железнодорожный переезд «Объездная дорога» оборудован системой автоматического управления переездной сигнализацией МАПС, а на перегонах между станциями обеспечивает безопасность движения поездов микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ.
Внедрение микропроцессорных систем стало необходимым и закономерным этапом модернизации железнодорожного хозяйства дороги – прежние электромеханические системы обеспечения безопасности давно морально и физически устарели. Безопасность перевозочного процесса практически полностью зависела от человеческого фактора, а суровые климатические условия усугубляли сложность ручного труда по обслуживанию таких систем и устройств.

Современная автоматика, обеспечивая высокий уровень надежности и безопасности, обладает расширенной функциональностью, позволяет организовать комфортные рабочие места эксплуатационному персоналу, осуществить переход к обслуживанию систем по текущему состоянию.


Переход на микропроцессорное управление

Внедрение микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И на Норильской железной дороге стало серьезным шагом в модернизации транспортной инфраструктуры предприятия и позволило полностью перевести работу станций на компьютерное управление.
С целью оптимизации работы обслуживающего персонала была реализована функция удаленного управления с одного поста сразу несколькими станциями. Сейчас дежурная ключевой станции Кайеркан управляет станционной работой постов Каларгона, Разреза и Алыкель и видит всю поездную ситуацию на своем участке. Введение этой функции позволило решить проблемы территориальной разобщенности станций, вопросы с доставкой дежурных на удаленные станции, что особенно актуально в условиях полярной зимы.
Микропроцессорная централизация МПЦ-И – отечественная разработка, которая сочетается с традиционными напольными устройствами и кабельными сетями СЦБ и представляет открытую для реконфигурации силами заказчика систему. МПЦ-И отличается малогабаритностью и является одной из самых компактных централизаций с оптимальным соотношением цена-качество.

Среди других преимуществ МПЦ-И – автоматическое протоколирование, архивирование и систематизация данных о работе системы и действиях эксплуатационного персонала, удаленный мониторинг работы системы и поездной ситуации на станции, включение в АСУТП предприятия и многое другое.


Обеспечивая безопасность на перегонах и переездах

Для обеспечения безопасности и повышения эффективности поездной работы на Норильской железной дороге вместо используемых ранее рельсовых цепей была внедрена современная микропроцессорная система счета осей ЭССО. Ее применение позволило решить проблему контроля свободности путей на станциях и перегонах, а также повысить пропускную способность на отдельных участках.

Аппаратура ЭССО проста в установке, отличается малыми габаритами и не нуждается в сезонных регулировках. Система является источником первичной информации для микропроцессорных систем управления движением поездов, не требовательна к качеству линий связи, адаптирована к работе в условиях неустойчивого энергоснабжения.

Одним из показателей надежности ЭССО стало ее признание не только в России, но и за рубежом. Так, в 2012 году система успешно прошла сертификацию на соответствие наивысшему уровню безопасности SIL4 европейского стандарта CENELEC.
При реконструкции железнодорожного переезда «Объездная дорога» традиционная релейная переездная сигнализация была заменена на микропроцессорную систему автоматического управления переездной сигнализацией МАПС, которая позволяет повысить уровень безопасности движения железнодорожного и автомобильного транспорта.

На той же аппаратно-программной платформе, что и МАПС, построена микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ, которой оборудованы перегоны между станциями Кайеркан, Каларгон, Разрез и Алыкель. Отличительная особенность системы заключается в возможности передачи блок-сигналов как по физическим линиям, так и волоконно-оптической линии связи или радиоканалу.

Внедрение микропроцессорных систем разработки НПЦ «Промэлектроника», диапазон рабочих температур которых от -60 до +85°С, позволило обеспечить устойчивую работу железной дороги Норильского промышленного района в сложнейших условиях Заполярья.


Реализация комплексного подхода

Полный комплекс работ по внедрению систем, включая проектирование, строительство, монтаж и пуско-наладку, выполнялся силами специалистов НПЦ «Промэлектроника». Таким образом, сосредоточив в своих руках разработку, производство и поставку под ключ, компания гарантировала заказчику своевременное и качественное сопровождение систем на каждом этапе жизненного цикла.

Ввиду особой удаленности объекта была проведена масштабная работа по составлению специального маршрута для доставки оборудования. Большая часть груза переправлялась северным морским путем с помощью ледокола через порт города Дудинка. Для оперативной доставки оборудования также привлекалась транспортная авиация.

По окончании пусконаладочных работ специалистами НПЦ «Промэлектроника было проведено комплексное обучение на местах, во время которого эксплуатационный персонал смог ознакомиться с принципом работы новых систем и их дальнейшим обслуживанием.


Виктор Васильевич Матиещук, заместитель главного инженера Норильской железной дороги – начальник службы сигнализации и связи:
«Во главу угла мы ставим безопасность движения на дороге. Применение современных микропроцессорных систем железнодорожной автоматики способствует повышению уровня безопасности перевозочного процесса. При этом сокращаются эксплуатационные расходы. Так, например, отказавшись от применения рельсовых цепей и перейдя на счетчики осей, мы значительно сократили затраты на обслуживание. Увеличилась общая производительность труда и, что немаловажно, повысился престиж профессии СЦБиста».

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.