К работам над созданием системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов научно-производственный центр «Промэлектроника» приступил в 1998 году, а уже в 2001 был получен готовый опытный образец МПЦ-И первого поколения. С тех пор система быстро развивалась, и сейчас широко внедряется МПЦ-И уже третьего поколения.
МПЦ-И представляет собой систему централизованного управления напольными объектами (стрелками, светофорами, переездами и т.п.) на станциях, которая предназначена для организации безопасного движения поездов и автоматизации управления перевозочным процессом. Система разработана в соответствии с российскими требованиями безопасности и является одной из наиболее компактных и энергетически эффективных МПЦ. Благодаря своим коммуникационным качествам МПЦ-И позволяет интегрировать в себя смежные системы железнодорожной автоматики (диспетчерскую централизацию, системы удаленного мониторинга, полуавтоматической и автоматической блокировки), может использовать современные сети передачи данных. Заложенные в МПЦ-И схемные, программные и конструктивные решения позволяют минимизировать стоимость внедрения и эксплуатационные расходы. Как показывает практика, применение микропроцессорной централизации стрелок и сигналов выгодно не только на сети дорог магистрального транспорта, но и на подъездных путях промышленных предприятий.
Комплекс программных и аппаратных средств МПЦ-И включает в себя следуюшие основные элементы:
— Сердце системы — управляющий контроллер централизации (УКЦ) обеспечивает безопасность движения поездов и выполняет все технологические функции централизации, сигнализации и блокировки. Структура МПЦ-И позволяет неограниченно наращивать количество УКЦ и управлять станциями с любым количеством стрелок.
— Резервируемые автоматизированные рабочие места (АРМ) дежурного по станции и электромеханика СЦБ создают удобный интерфейс, упрощая управление поездной работой и создавая наглядное восприятие информации.
— Телекоммуникационный шкаф (ШТК) обеспечивает работу всех АРМ на станции, а также предоставляет возможность простой увязки с любой из внешних систем диспетчерского управления и мониторинга с соответствующим разграничением доступа. ШТК отвечает за информационную безопасность, протоколирование и архивирование работы оборудования и действий персонала.
— Аппаратура контроля свободности участков пути и интерфейсные реле, коммутирующие линейные цепи стрелок и сигналов. Релейный интерфейс используется в качестве дополнительной защиты от перенапряжений со стороны поля.
— Система гарантированного электропитания снабжает качественным бесперебойным питанием всех потребителей на станции, включая требовательные микроэлектронные устройства.
Немаловажен еще один элемент, по которому пользователи судят о системе — вычислительный комплекс МПЦ-И. Он представляет собой набор из более чем 15 унифицированных программ, каждая из которых предназначена для решения своей задачи. Эти компоненты складываются в законченные функциональные комплексы. Подобное построение вычислительного процесса позволяет спроектировать информационную систему любой сложности — от минимально необходимой конфигурации с двумя АРМами до сложной иерархии с удаленным доступом, объединением зон управления, организацией единых диспетчерских пунктов.
Наряду с типовыми (для данного вида систем железнодорожной автоматики и телемеханики) способами обеспечения безопасности в МПЦ-И заложен ряд дополнительных мер, обеспечивающих повышенные показатели безопасности.
Высока аппаратная экономичность МПЦ-И: один шкаф УКЦ может обеспечить управление станцией до 35 стрелок, каждый последующий управляет еще 45 стрелками, и общее количество не ограничено. По количеству реле на стрелку МПЦ-И тоже очень экономична. Типовая релейная ЭЦ требует 110-115 реле, релейно-процессорная — 30-40, типовые микропроцессорные — 20-25, МПЦ-И — 6-8 для станций промтранспорта.
Для большинства систем МПЦ на проектирование программы логики централизации требуется длительное время (порядка 1-3 месяцев) и высокая квалификация проектировщиков. Инженеры НПЦ «Промэлектроника» реализовали возможность проектирования станции при помощи расстановки унифицированных программных блоков по плану станции. Срок проектирования программы для станции в 30 стрелок силами одного обученного специалиста со средней квалификацией, вооруженного специально разработанной системой автоматического проектирования (САПР), составляет 1-2 недели.
Аппаратура МПЦ-И разработана с учетом мировых тенденций развития электроники, системотехники, программного и конструктивного обеспечения, чтобы обеспечить систему большим запасом морального и технического старения. Система микропроцессорной централизации, разработанная НПЦ "Промэлектроника", имеет сертификат соответствия ГОСТ Р, принята в постоянную эксплуатацию и рекомендована к тиражированию на ОАО "РЖД".
Сейчас МПЦ-И работает на Горьковской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорогах, ею оборудованы станции на таких промышленных предприятиях России, как ОАО «Северсталь», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Апатит», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Норильский никель».
____________________________________________________________________________________
Немногим более года назад была введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И на станции Нижнесергинская Свердловской железной дороги. О том, как повысился качественный уровень эксплуатационной работы станции с внедрением этой системы рассказывает Анна Борисовна Алабушева, исполняющая обязанности начальника станции:
— Работа на станции улучшилась на сто процентов. Если раньше маневровая работа ложилась на плечи стрелочников, то сейчас стрелками управляет автоматика, и на поле только локомотив.
Конечно, с введением централизации произошли значительные улучшения в плане безопасности движения и охраны труда. Раньше та же стрелочница могла подготовить враждебный, или режущий маршрут. Это значит — подключила несоответствующую пару стрелок и дала локомотиву отмашку — «проезжай». В результате локомотив мог взрезать стрелку. Сейчас по командам дежурной по станции, которые она вводит с помощью компьютерной мышки, система сама установит все стрелки по маршруту и откроет светофор – безопасность движения поездов не будет нарушена. Сбои в работе системы случались лишь пару-тройку раз, но специалисты Промэлектроники всегда нас выручали. Они постоянно курируют работу МПЦ-И, приезжают, работают в модулях. Хотелось бы, чтоб и три оставшиеся на ручном управлении стрелки также были подключены к общей системе.
Знаменитой «Магнитке» посчастливилось первой испытать микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов в действии. Вот что говорит Константин Анатольевич Жилин, начальник участка СЦБ ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»:
— МПЦ-И обеспечивает безопасность точно так же, как и устройство электрической централизации. Но аппаратура МПЦ-И очень компактна, поэтому ее обслуживание значительно менее затратно по времени. Система достаточно надежна в эксплуатации, особенно последняя ее версия, установленная в апреле 2007 года на станции Северная. Если в первой версии системы на станции Тонкий лист (МПЦ-И внедрена в 2001 году) нам пришлось заменить около 4 узлов (плат), то на Северной мы ничего не меняли. Единственный острый вопрос касается системы устройства согласования с объектом. Иногда возникают проблемы при передаче информации от компьютера к объекту. Однако виноваты в этом могут быть условия эксплуатации, в частности, высокая температура в релейной.
Конечно, внедрение МПЦ-И упростило работу диспетчера. На самом деле гораздо удобнее работать компьютерной мышкой, чем пальцами жать кнопки на пульте-манипуляторе. Одним словом, мой опыт работы с системой, разработанной Промэлектроникой, положительный. Я за то, чтобы и более крупные станции, с большим количеством стрелок, переходили на микропроцессорную централизацию.
оригинальную версию материала можно посмотреть здесь