Автоматика и телемеханика участвует в обеспечении безопасности движения железнодорожного транспорта и защите транспортного комплекса. Две причины, активно влияющие на необходимость совершенствования используемых систем автоматики и телемеханики, в том числе устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС), – это увеличение грузооборота и повышение допустимой скорости движения.
Основное преимущество УКСПС – простота конструкции. Но они подвержены разрушению от ударов наледи и камней при проходе подвижного состава, что приводит к их ложному срабатыванию. Последствиями этого являются задержки в движении поездов, увеличение трудозатрат на восстановление работоспособности оборудования.
Решить эти проблемы позволяет бесконтактное устройство контроля схода БУКС, работа которого построена на другом принципе – индукционное взаимодействие вместо механического разрыва конструкции. Применяемый принцип избавляет БУКС от недостатков, присущих устройствам контактного типа.
БУКС обнаруживает сход колесных пар всех типов вагонов и локомотивов, определяет сторону состава, с которой обнаружено нарушение нижнего габарита, передает информацию в системы ЖАТ, выполняет диагностику функционирования собственных компонентов.