Система менеджмента качества, действующая в НПЦ «Промэлектроника», сертифицирована на соответствие ИСО 9001-2008 в органе по сертификации «ТЮФ-Тюринген» в 2006 г. В то время заказчики (ОАО «РЖД» и предприятия промтранспорта) не интересовались наличием сертификата ISO. Но руководство предприятия понимало, что сертификация СМК – мировая тенденция, и последовало ей. Сегодня во всех тендерах на поставку оборудования одно из требований - наличие сертификата СМК.
Несмотря на то, что стандарт ИСО 9001 практически все внедрившие ругают за обилие документов, он не так уж плох. Во-первых, он акцентирует внимание на основных аспектах управления предприятием с точки зрения качества продукции, а их совсем немного в стандарте. Во-вторых, он позволяет управлять качеством оптимально - чем выше компетентность сотрудников организации, тем меньше им надо бумаг (инструкций, положений, стандартов).
За шесть лет внедрения СМК в НПЦ «Промэлектроника» удалось добиться сокращения производственного брака практически до нуля. Вот уже несколько лет ни одно устройство, выпущенное на предприятие, не отказало при пусконаладке – разработчикам и конструкторам удалось добиться этого путем многочисленных испытаний изделий и тщательной доработки конструкторской документации на них. Для этого пришлось полностью перевооружить производство. Закуплена новая автоматическая линия поверхностного монтажа печатных плат, что позволило минимизировать влияние человеческого фактора. Заново оснащен участок приемосдаточных испытаний - все изделия перед испытаниями проходят термопрогоны в современных термокамерах. С нуля была создана мощная испытательная лаборатория. Сегодня основная задача предприятия - повысить надежность выпускаемой аппаратуры в эксплуатации.
Главная трудность заключается в том, что достоверных данных о причинах отказов и сбоев аппаратуры на объектах чаще всего нет. Не на всех объектах, оснащенных системой ЭССО, имеется автоматизированное рабочее место (АРМ) электромеханика, а оно специально разработано для контроля работы ЭССО и накапливает информацию о поездной ситуации, о возникающих отказах узлов ЭССО с указанием времени их возникновении. Не везде персонал достаточно обучен и не везде этот персонал мотивирован на улучшение своих знаний и навыков.
Когда изделия приходят на ремонт в сервисный центр, в акте рекламации практически никогда не заполнена графа «Условия проявления неисправности», то есть неизвестны поездная ситуация, путевые и прочие работы и т. п. Инженерам-сервисникам приходится нелегко при определении причин дефектов. Но, тем не менее, причины определяются, и дефекты классифицируются следующим образом: конструктивные, производственные, дефекты комплектующих, эксплуатационные дефекты. За последние 2-3 года производственные и конструктивные дефекты не превышают одного процента. Основные причины отказа аппаратуры на объектах - всё же качество электропитания и несоблюдение правил эксплуатации.
Информация об отказах передается в ОКБ, там изделия улучшаются, сохраняя при этом взаимозаменяемость. Модернизация аппаратуры ведется и НПЦ «Промэлектроника» постоянно, так как появляется новая, более совершенная элементная база, новые технологии. При этом старая аппаратура также частично модернизуется при ремонтах. Но время идет, разработка и технологии предприятия развиваются, и становится невозможно внедрить последние решения только изменением программного обеспечения или незначительной доработкой печатных плат. Чтобы получить последнюю версию, надо узлы системы заме нить полностью или частично. И НПЦ «Промэлектроника» по желанию заказчика делает это по специальным договорам на модернизацию существующей аппаратуры в течение всего срока службы системы.
Нужно сказать, что большая часть потребителей довольна работой аппаратуры – это подтверждается ежегодным телефонным опросом эксплуатационного персонала по специально разработанному вопроснику о надежности аппаратуры, технической поддержке, квалификации персонала НПЦ, обучении персонала потребителя. Кстати, показатель удовлетворенности потребителя довольно высок – 80%. Опросы показали также, что система ЭССО успешно конкурирует с западными аналогами.
Изменение выборки респондентов за счет включения объектов МПЦ-И даже несколько улучшило показатели удовлетворенности. Однако для полноты картины решено в январе-феврале 2012 г. провести опрос всех потребителей, чтобы получить дополнительную информацию, что поможет дальнейшему улучшению выпускаемой аппаратуры.
С отладкой СМК согласно ИСО 9001, успешно проходят ежегодные аудиты, на предприятии понимают, что сертификат СМК - это как бы справка о здоровье, а вовсе не само здоровье. И руководство постоянно ищет не только новые технологии и оборудование, но и методы управления. Вот тут как раз ОАО «РЖД» приняло решение о том, что начиная с 2015 г. будет заключать договоры только с предприятиями, сертифицированными по международному железнодорожному стандарту IRIS .
Стандарт IRIS выдвигает много дополнительных требований по управлению качеством по сравнению с ИСО 9001. Не вдаваясь в подробное изложение всех аспектов IRIS , хочется обратить внимание на RAMS / LCC - надежность, эксплуатационная готовность, ремонтопригодность, безопасность в отношении к стоимости жизненного цикла продукции. Понятно, что чем выше надежность, тем меньше затраты на эксплуатацию, но тем больше стоимость продукции. ОАО «РЖД» уже заявило, что с 2014 г. договоры будут заключаться исходя из оптимального выбора между уровнем RAMS и стоимостью жизненного цикла продукции. Но уровень RAMS и LCC хотя и обеспечиваются на всех этапах жизненного цикла продукции - разработка, производство аппаратуры, ПИР, СМР, ПНР, сервисное обслуживание, - но планируются и закладываются на стадии разработки. Наверное, поэтому все ведущие западные фирмы, оснащающие объекты железнодорожного транспорта системами автоматики и телемеханики, сами разрабатывают входящие в них узлы. НПЦ «Промэлектроника» изначально действует аналогично.
Требования IRIS невозможно выполнить без налаживания тесной обратной связи с потребителями и использования ее для дальнейшего улучшения продукции. Наладить такую связь оказалось очень сложно. За последние несколько лет сотрудники сервисного центра много раз выезжали на объекты, решили многие проблемы потребителей, выдали множество рекомендаций по эксплуатации. Но, к сожалению, от потребителя не было получено ни одного письменного ответа о выполнении данных рекомендаций, не были оценены работы специалистов НПЦ при решении проблем на объектах.
Сегодня перед НПЦ «Промэлектроника» стоит цель сделать самые лучшие системы управления движением для России, конкурентные на мировых рынках. Скорейшее достижение этой цели станет возможным благодаря постоянной обратной связи от предприятий-партнеров. В заключение хочется привести слова великого гуру качества Эдварда Деминга, творца японского чуда: «Мы можем не делать все это, выживание - дело добровольное».
Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.