Игорь ТИЛЬК,
генеральный директор
ЗАО «НПЦ «Промэлектроника»,
к.т.н.
Железнодорожный транспорт необщего пользования (так называемый промышленный железнодорожный транспорт) является одним из важнейших элементов всей транспортной системы страны. Грузы, которые перевозятся с помощью инфраструктуры ОАО «РЖД», формируются на путях необщего пользования.
Министр транспорта Российской Федерации И. Левитин неоднократно подчеркивал необходимость включения путей необщего пользования как отдельного сегмента в общую целевую модель реформирования железнодорожного транспорта. В соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года железнодорожный транспорт должен стать лидером в области внедрения инновационной техники и технологий.
В то время как ОАО «Российские железные дороги» имеет мощную законодательную базу, программы реформирования и развития, транспорт необщего пользования фактически отдан на откуп бизнесу. Зачастую внимание бизнеса обращается к проблемам обеспечения безопасности, когда уже случилась беда. Последние трагические события в стране подтверждают это.
Значение системы обеспечения безопасности движения поездов на промышленном железнодорожном транспорте нельзя переоценить. Устройства автоматики и телемеханики – это фундамент, на котором базируется безопасность движения, и основа для построения высокоэффективных автоматизированных систем управления перевозочным процессом.
Необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ» обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Следует учитывать, что особую опасность могут вызывать случаи схода и столкновения вагонов с опасными грузами в черте крупных городов и населенных пунктов.
- Виды ущерба от аварий при перевозке опасных грузов:
- заболевание и гибель людей;
- загрязнение окружающей среды;
- повреждение технических средств и транспортных узлов;
- разрушение дорог, промышленных объектов и сооружений, жилых домов.
Экономический ущерб от одной аварии может составить сотни миллионов рублей, а социальный ущерб, вызванный гибелью людей, уничтожением природных ресурсов и национальных богатств страны, вообще неисчислим.
Согласно федеральному закону, государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, путем организации обязательного подтверждения соответствия объектов, технических и программных средств, используемых на железнодорожном транспорте, и стандартизации таких объектов и средств.
Необходимо особо отметить, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожный подвижной состав, элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, принятом законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Все это в полной мере относится к системам сигнализации, централизации и блокировки.
С учетом этого особую тревогу вызывают попытки продвижения и внедрения на объектах промышленного железнодорожного транспорта систем автоматики, не обеспечивающих требуемый уровень безопасности движения. Экспертные оценки используемого программного обеспечения и технических средств не проводятся, параметры безопасности внедряемых систем ничем не подтверждены. Такой основополагающий документ, как «Доказательство безопасности», зачастую отсутствует. Экспертиза программного обеспечения систем железнодорожной автоматики на отсутствие недекларированных возможностей и информационную безопасность в аккредитованных испытательных центрах не проводится.
Опасность внедрения систем, не обеспечивающих необходимый уровень безопасности движения, должны отчетливо понимать те, кто определяет техническую политику предприятий в области внедрения и обслуживания современных средств автоматики и телемеханики.
Тезис о возможности снижения уровня требований к системам безопасности движения поездов на промышленном железнодорожном транспорте несостоятелен. Ведь от систем железнодорожной автоматики зависит очень многое в деле обеспечения безопасности движения.
К сожалению, на сегодняшний день отсутствует единый нормативный документ (технический регламент), являющийся обоснованием для владельца железнодорожных путей необщего пользования, предписывающий обеспечивать их безопасную эксплуатацию. Система контроля состояния безопасности движения на путях необщего пользования несовершенна.
Не лучшим образом обстоит дело с внедрением новых информационных технологий и передовых инженерных разработок на транспорте российских промышленных предприятий. Большинство техники физически и морально устарело: ее состояние отражает устаревшие сегодня достижения науки 50–60-х годов.
По экспертным оценкам, свыше 75% стрелок электрической централизации эксплуатируются с превышением нормативного срока.
Выделение средств на обновление устройств СЦБ на промышленных предприятиях производится по остаточному принципу.
Необходимо подчеркнуть назревшую необходимость замены неэффективного планово- предупредительного метода обслуживания устройств СЦБ на обслуживание «по состоянию». Использование планово-предупредительных методов обслуживания в релейных системах было очевидной необходимостью. Существующие в настоящее время методы обслуживания устройств СЦБ требуют значительных эксплуатационных затрат, в ряде случаев приводят к тому, что обслуживающий и оперативный персонал для пропуска поездов и выполнения планов по погрузке и выгрузке грузов совершают опасные действия и ошибки в работе. Новые микропроцессорные системы позволяют изменить технологию обслуживания систем железнодорожной автоматики за счет использования резервирования и глубокой самодиагностики.
Применение автоматизированных рабочих мест электромеханика с автоматическими и автоматизированными функциями также уменьшает объем работ эксплуатационного персонала, позволяет быстрее диагностировать и определять неисправности технических и программных средств.
Средства автоматики и телемеханики относятся к группе технических средств, которые комплексно влияют на технические и экономические показатели работы предприятия. Следовательно, их развитие должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности предприятий транспорта.
Решение стоящих перед работниками хозяйства СЦБ задач в значительной степени зависит от того, насколько активно, целенаправленно и эффективно будут использоваться достижения научно-технического прогресса. Это в полной мере относится и к тем, кто определяет техническую политику в области разработки, внедрения и обслуживания современных средств автоматики и телемеханики.
На предприятиях промышленного железнодорожного транспорта должны быть установлены мероприятия по модернизации и развитию хозяйства СЦБ, которые позволят обеспечить необходимые объемы перевозок и требуемый уровень обеспечения безопасности движения. При этом ставку необходимо делать на обновление устройств, выработавших свой ресурс, и на снижение темпов их физического и морального старения.
Основным стратегическим направлением модернизации средств автоматики и телемеханики будет комплексное внедрение микропроцессорных систем взамен релейных.
Микропроцессорные системы обладают существенными функциональными преимуществами перед релейными, основными из которых являются:
– резервирование ответственных элементов;
– диагностика предотказного состояния, которая обладает не только аналитическими, но и управляющими функциями, т. е. позволяет блокировать объект, находящийся в опасном состоянии;
– протоколирование и архивирование состоявшихся событий, в том числе не только технического состояния устройств, но и действий оперативного персонала.
Реализация этих функций позволит вывести технологию обслуживания средств железнодорожной автоматики на новый, современный уровень. Снижение количества релейной аппаратуры позволит реально сократить эксплуатационные расходы и провести оптимизацию эксплуатационного штата. Необходимо отметить, что за рубежом в течение нескольких десятилетий накоплен положительный опыт замены релейных систем СЦБ на более совершенные микропроцессорные системы и компьютерные центры управления движением поездов. Зарубежный и отечественный опыт показывают, что возможно значительное повышение производительности труда за счет применения новых технологий и более надежных микропроцессорных устройств, а также исключение из эксплуатации самых ненадежных элементов и устройств СЦБ. Так, исключение из эксплуатации рельсовых цепей и использование вместо них систем счета осей подвижного состава позволяет примерно на 30% уменьшить количество отказов систем СЦБ (в том числе и опасных) и на 30–50% снижает эксплуатационные расходы работников службы пути.
Очень важным моментом является то, что современные микропроцессорные системы с доказанными механизмами обеспечения безопасности, обладающие функциями архивирования и диагностики, позволяют уберечь эксплуатационный штат предприятий от неправильных и несанкционированных действий.
Безусловно, наиболее широкие перспективы в настоящее время открываются перед предприятиями, обеспечивающими весь комплекс работ при внедрении современных систем железнодорожной автоматики, включающий разработку, проектирование, поставку оборудования, строительство, пусконаладочные работы, обучение персонала, техническое сопровождение на всем протяжении жизненного цикла системы.
Особо необходимо отметить, что такую сложную задачу, как сопровождение системы на всем этапе ее жизненного цикла, могут обеспечить только предприятия с успешным многолетним опытом работы в этой сфере.
Совместная плодотворная деятельность предприятий-разработчиков и эксплуатирующих организаций, позволит вывести хозяйство СЦБ промышленных предприятий на принципиально новый уровень развития.