В октябре этого года принята в постоянную эксплуатацию и рекомендовано к тиражированию на дорогах ОАО «РЖД» микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ, разработанная научно-производственным центром «Промэлектроника». До этого МПБ год эксплуатировалась в опытном режиме на Свердловской и Горьковской дорогах, а совсем недавно была внедрена на одном из перегонов Латвийской железной дороги.
МПБ – современная микропроцессорная система, предназначенная для реконструкции действующих систем полуавтоматической блокировки на малодеятельных участках. При выполнении всех функций релейной полуавтоматической блокировки её возможности шире. В частности, в МПБ реализован автоматический контроль прибытия поезда в полном составе. Свободность перегона контролируется встроенными средствами с помощью напольной аппаратуры счета осей ЭССО а также внешними средствами контроля участков пути. Для повышения пропускной способности перегонов большой протяженности между станциями можно установить необслуживаемый автоматический блок-пост. Логику зависимостей блок-поста выполняет контроллер МПБ. При этом в аппаратные или программные узлы контроллера не требуется вносить изменения. Блок-сигналы передаются как по физическим линиям связи, так и с использованием систем передачи данных – аппаратуры уплотнения каналов ТЧ, волоконно-оптических линий связи, радиоканала. В МПБ обеспечивается удаленный мониторинг и стыковка с микропроцессорными системами управления и контроля (МПЦ, ДЦ, ДК).
Порядок действий дежурного по станции, как и в существующих системах ПАБ, остается прежним и соответствует требованиям Инструкции по движению поездов.
МПБ состоит из двух одинаковых полукомплектов (блоков контроллеров), размещаемых в релейном помещении на прилегающих к перегону станциях. На автоматическом блок-посту аппаратура находится в типовом релейном шкафу СЦБ или транспортабельном модуле. Для её включения не требуются дополнительные жилы кабеля связи.
Полукомплекты МПБ обмениваются блок-сигналами по безопасному протоколу с помощью сигналов тональной частоты. Для увязки с современными цифровыми системами СЦБ предусмотрен интерфейс RS232/485 с использованием открытого протокола MODBUS.
Блок контроллера имеет следующие основные технические характеристики :
- Напряжение питания постоянного или переменного тока от 12 до 24 В;
- Потребляемая мощность до 5 ВА;
- Габаритные размеры 290х160х275 мм;
- Диапазон рабочих температур -60..+85°С;
В результате применения МПБ сокращаются расходы на капитальное строительство, монтаж и обслуживание постовых устройств, а также количество реле на перегон (с 60 до 3).
Использование систем передачи данных по волоконно-оптическим линиям связи и радиоканалу позволяет снизить эксплуатационные расходы за счет исключения физической линии (кабельной и воздушной), а значит и хищений медьсодержащих материалов.
Участки, оборудованные МПБ, можно передавать на диспетчерское управление.
Внедрение МПБ с контролем свободности перегона на Латвийской железной дороге было обусловлено необходимостью перевода участков пути на диспетчерскую централизацию. Применявшаяся прежде на участке Кемери-Тукумс-1 релейная полуавтоматическая блокировка не могла обеспечить контроль свободности перегона.
Начальник станции Уткинский завод Свердловской железной дороги Л.В.Рязанова следующим образом отозвалась о работе микропроцессорной полуавтоматической блокировки:
«За почти год эксплуатации на перегоне Уткинский завод – Илим МПБ зарекомендовала себя с положительной стороны, как надежная, безопасная техника. Особо хочется отметить, что при замене релейной системы на микропроцессорную в работе эксплуатационного персонала произошли самые незначительные изменения. Долго переучиваться и перестраиваться не пришлось. И самое главное – теперь мы имеем меньше повреждений, связанных с работой полуавтоматики на перегоне, - количество сбоев и отказов, приводящих к простоям поездов или их отправке на запрещающий сигнал, значительно сократилось».
Оригинальную версию материала можно посмотреть Здесь