Пропаганда обязательного выполнения требований законодательных актов в сфере железнодорожного транспорта - как среди владельцев путей необщего пользования и собственников подвижного состава, так и среди поставщиков оборудования, материалов и услуг - является важнейшей частью деятельности НП «Предприятий промышленного железнодорожного транспорта». Уже длительное время партнерство сталкивается со случаями появления на рынке несертифицированной продукции и услуг, не подтвержденных допусками СРО.
Использование их чревато авариями, экологическими катастрофами, человеческими жертвами и колоссальным материальным ущербом. Кроме того, действия недобросовестных конкурентов наносят значительный ущерб членам партнерства, неукоснительно соблюдающим государственные требования и нормы. Эта проблема периодически ставится перед органами государственной власти в сфере железнодорожного транспорта, в частности она обсуждалась на прошлогодней конференции «ПромТрансЖАТ-2010», но ситуация меняется к лучшему довольно медленно. Основная причина - правовая неосведомленность, а иногда правовой нигилизм руководителей предприятий промышленного транспорта и не всегда четкие формулировки нормативных актов.
Напомню основные требования (в кратком изложении) Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.07.2003 №115-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. 28.04.2009), от 30.12.2008 №313-ФЗ; далее - 17-ФЗ):
Статья 6.
Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировани (№ 313-ФЗ в ред. от 30.12.2008).
Статья 11.
Владелец инфраструктуры ... все элементы, технические средства i специальные программные средств используемые для организации пер возочного процесса, обязан име сертификат соответствия или дек рацию о соответствии установленнь требованиям (№ 313-ФЗ в ред. 30.12.2008).
Статья 14.
По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также перевозчиков владелец инфраструктуры обязан предъявить сертификаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (№ 258-ФЗ в ред. от 08.11.2007).
Статья 16.
... Владелец железнодорожных п\ тей необщего пользования обеспечп вает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
... Если на них подается подвижной состав, эксплуатирующийся также на ж/д путях общего пользования, они должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего полые вания (№ 313-ФЗ в ред. от 30.12.200 S ).
Документы. Порядок разработки и постановки продукции на произвол ство (что предшествует поставке заказчику) определен ГОСТом Р 15.201-2000 и железнодорожным отраслевым стандартом ОСТ 32.91-97, их выполнение обязательно для предприятий всех форм собственности.
Минимальный набор документов, согласованных с заказчиком и подтверждающих соответствие поставляемой заказчику продукции требованиям нормативных документов:
• техническое задание,
• технические условия,
• руководство по эксплуатации,
• акты и протоколы предварительных заводских и квалификационных испытаний.
Для продукции, связанной с обеспечением безопасности движения поездов, обязательным является «Доказательство безопасности» и экспертное заключение, выданное независимой и компетентной в области железнодорожной автоматики и телемеханики организацией.
При экспертизе технических средств Ростехнадзором оцениваются аспекты промышленной безопасности, безопасности эксплуатирующего персонала, электробезопасности, пожарной, химической, радиационной, взрывобезопасности, но не рассматриваются специфические требования по обеспечению безопасности движения железнодорожного транспорта. Поэтому разрешения Ростехнадзора являются необходимыми, но недостаточными для подтверждения требуемого уровня безопасности технических средств.
Практический совет. При рассмотрении предъявляемых поставщиком сертификатов соответствия следует обращать внимание на то, какому предприятию и на какое оборудование (программное обеспечение) выдан сертификат, а также на соответствие каким нормативным документам.
Во всем мире практически обязательным является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ИСО 9000.
Программные средства, используемые для управления движением, должны иметь заключение профильной аккредитованной лаборатории и сертификат ФСТЭК соответствия требуемому уровню защиты от недекларируемых вложений и несанкционированного доступа.
Для проектирования любой железнодорожной системы требуются прошедшие согласование в определенных организациях (для ж/д автоматики это ПКТБ ЦП и ГТСС) и утвержденные заказчиком технические решения.
И, наконец, сами работы по проектированию, строительству, пуску и наладке объектов промышленного транспорта и используемых на этих объектах технических средств должны выполняться организациями, имеющими допуски к выполнению таких работ.
Руководителям предприятий промышленного транспорта мы советуем по этому вопросу изучать сайты соответствующих саморегулируемых организаций.
Подмена понятий. Не желая выполнять разработку установленным порядком и обязательную сертификацию или декларирование соответствия продукции, некоторые предприятия сознательно вводят в заблуждение заказчиков, ссылаясь на несуществующие или фальсифицированные разрешительные документы.
Например, в рекламе одной из систем микропроцессорной централизации руководство фирмы-поставщика незаконно ссылается на разрешение к применению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Тогда как согласно реальному документу МТУ ТЭН Ростехнадзора по Уральскому ФО данное разрешение было выдано:
– во-первых, на созвучную по названию, но другую систему;
–во-вторых, совершенно другой фирме-разработчику;
– в-третьих, разрешение дано на эксплуатацию в условиях железнодорожного цеха конкретного предприятия, а не на применение системы на всей территории РФ.
Еще один пример подмены понятий недобросовестными поставщиками железнодорожной техники. В системах промышленной автоматики широкое применение находят контроллеры серии SIMATIC (изготовитель - фирма Simens , Германия). Некоторые незаконно предлагаемые для внедрения на промышленном транспорте системы ж/д автоматики построены именно на таких контроллерах. При этом недобросовестные поставщики предъявляют доверчивым заказчикам сертификаты, выданные только на эти самые программируемые логические контроллеры, являющиеся лишь одной из составных частей системы (5-10 процентов от общей стоимости оборудования), а не на систему в целом. Естественно, при этом отсутствует экспертное заключение независимой аккредитованной организации и сертификат ФСТЭК об отсутствии недекларированных возможностей и о защите от несанкционированного доступа в программное обеспечение.
В попытке придать хоть какую-то видимость законности предложения сертифицированных систем горе-поставщики могут предъявлять некие информационные письма от ОАО «РЖД» или их структурных подразделений. Сразу скажу, что это - фальшивки. В «РЖД» есть перечень разрешенных к эксплуатации систем, о чем можно узнать в соответствующих управлениях центрального аппарата ОАО «РЖД».
В соответствии с действующим законодательством вышеупомянутые действия расцениваются как незаконное предпринимательство.
Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.