Чем опасен правовой нигилизм (журнал "РСП Эксперт", №10, 2011)

Чем опасен правовой нигилизм

Пропаганда обязательного вы­полнения требований зако­нодательных актов в сфере железнодорожного транс­порта - как среди владельцев путей необщего пользования и собственников подвижного состава, так и среди поставщиков оборудова­ния, материалов и услуг - является важнейшей частью деятельности НП «Предприятий промышленного же­лезнодорожного транспорта». Уже длительное время партнерство стал­кивается со случаями появления на рынке несертифицированной продук­ции и услуг, не подтвержденных допусками СРО.

Использование их чревато авария­ми, экологическими катастрофами, человеческими жертвами и колос­сальным материальным ущербом. Кроме того, действия недобросовест­ных конкурентов наносят значитель­ный ущерб членам партнерства, неу­коснительно соблюдающим государственные требования и нор­мы. Эта проблема периодически ста­вится перед органами государствен­ной власти в сфере железнодорожно­го транспорта, в частности она обсуж­далась на прошлогодней конферен­ции «ПромТрансЖАТ-2010», но ситу­ация меняется к лучшему довольно медленно. Основная причина - пра­вовая неосведомленность, а иногда правовой нигилизм руководителей предприятий промышленного транс­порта и не всегда четкие формулиров­ки нормативных актов.

Напомню основные требования (в кратком изложении) Федераль­ного закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» (в ред. феде­ральных законов от 07.07.2003 №115-ФЗ, от 08.11.2007 № 258-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. 28.04.2009), от 30.12.2008 №313-ФЗ; далее - 17-ФЗ):

Статья 6.

Железнодорожный подвижной состав и специальный железнодо­рожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специа­лизированное оборудование и эле­менты инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодо­рожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и соору­жения, расположенные на них, специальные программные средства, ис­пользуемые для организации пере­возочного процесса, должны соот­ветствовать установленным требо­ваниям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемио­логическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертифика­ции или декларированию соответ­ствия в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации о техническом регулировани (№ 313-ФЗ в ред. от 30.12.2008).

Статья 11.

Владелец инфраструктуры ... все элементы, технические средства i специальные программные средств используемые для организации пер возочного процесса, обязан име сертификат соответствия или дек рацию о соответствии установленнь требованиям (№ 313-ФЗ в ред. 30.12.2008).

Статья 14.

По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также перевозчиков владелец инф­раструктуры обязан предъявить сер­тификаты, предусмотренные законо­дательством Российской Федерации (№ 258-ФЗ в ред. от 08.11.2007).

Статья 16.

... Владелец железнодорожных п\ тей необщего пользования обеспечп вает за свой счет их содержание с со­блюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

... Если на них подается подвижной состав, эксплуатирующийся также на ж/д путях общего пользования, они должны соответствовать требовани­ям, установленным в отношении железнодорожных путей общего полые вания (№ 313-ФЗ в ред. от 30.12.200 S ).

Документы. Порядок разработки и постановки продукции на произвол ство (что предшествует поставке за­казчику) определен ГОСТом Р 15.201-2000 и железнодорожным отраслевым стандартом ОСТ 32.91-97, их выпол­нение обязательно для предприятий всех форм собственности.

Минимальный набор документов, согласованных с заказчиком и под­тверждающих соответствие постав­ляемой заказчику продукции требова­ниям нормативных документов:

• техническое задание,

• технические условия,

• руководство по эксплуатации,

• акты и протоколы предвари­тельных заводских и квалификаци­онных испытаний.

Для продукции, связанной с обе­спечением безопасности движения поездов, обязательным является «Доказательство безопасности» и экспертное заключение, выданное не­зависимой и компетентной в области железнодорожной автоматики и теле­механики организацией.

При экспертизе технических средств Ростехнадзором оценивают­ся аспекты промышленной безопас­ности, безопасности эксплуатирую­щего персонала, электробезопасно­сти, пожарной, химической, радиаци­онной, взрывобезопасности, но не рассматриваются специфические требования по обеспечению безопас­ности движения железнодорожного транспорта. Поэтому разрешения Ро­стехнадзора являются необходимы­ми, но недостаточными для под­тверждения требуемого уровня безо­пасности технических средств.

Практический совет. При рассмо­трении предъявляемых поставщиком сертификатов соответствия следует обращать внимание на то, какому предприятию и на какое оборудование (программное обеспечение) выдан сертификат, а также на соответствие каким нормативным документам.

Во всем мире практически обя­зательным является наличие серти­фиката соответствия системы менеджмента качества стандарту ИСО 9000.

Программные средства, исполь­зуемые для управления движением, должны иметь заключение профиль­ной аккредитованной лаборатории и сертификат ФСТЭК соответствия требуемому уровню защиты от недекларируемых вложений и не­санкционированного доступа.

Для проектирования любой же­лезнодорожной системы требуются прошедшие согласование в опреде­ленных организациях (для ж/д авто­матики это ПКТБ ЦП и ГТСС) и утвержденные заказчиком техниче­ские решения.

И, наконец, сами работы по проек­тированию, строительству, пуску и наладке объектов промышленного транспорта и используемых на этих объектах технических средств долж­ны выполняться организациями, име­ющими допуски к выполнению таких работ.

Руководителям предприятий про­мышленного транспорта мы советуем по этому вопросу изучать сайты соот­ветствующих саморегулируемых ор­ганизаций.

Подмена понятий. Не желая выполнять разработку установлен­ным порядком и обязательную сертификацию или декларирование со­ответствия продукции, некоторые предприятия сознательно вводят в заблуждение заказчиков, ссылаясь на несуществующие или фальсифи­цированные разрешительные доку­менты.

Например, в рекламе одной из сис­тем микропроцессорной централиза­ции руководство фирмы-поставщика незаконно ссылается на разрешение к применению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Тогда как согласно реальному документу МТУ ТЭН Ро­стехнадзора по Уральскому ФО дан­ное разрешение было выдано:

– во-первых, на созвучную по назва­нию, но другую систему;

–во-вторых, совершенно другой фирме-разработчику;

– в-третьих, разрешение дано на эксплуатацию в условиях железно­дорожного цеха конкретного предприятия, а не на применение системы на всей территории РФ.

Еще один пример подмены поня­тий недобросовестными поставщика­ми железнодорожной техники. В си­стемах промышленной автоматики широкое применение находят кон­троллеры серии SIMATIC (изготови­тель - фирма Simens , Германия). Не­которые незаконно предлагаемые для внедрения на промышленном транс­порте системы ж/д автоматики по­строены именно на таких контролле­рах. При этом недобросовестные по­ставщики предъявляют доверчивым заказчикам сертификаты, выданные только на эти самые программируе­мые логические контроллеры, являющиеся лишь одной из составных ча­стей системы (5-10 процентов от об­щей стоимости оборудования), а не на систему в целом. Естественно, при этом отсутствует экспертное заключение независимой аккредитованной организации и сертификат ФСТЭК об отсутствии недекларированных воз­можностей и о защите от несанкцио­нированного доступа в программное обеспечение.

В попытке придать хоть какую-то видимость законности предложения сертифицированных систем горе-поставщики могут предъявлять некие информационные письма от ОАО «РЖД» или их структурных подразде­лений. Сразу скажу, что это - фаль­шивки. В «РЖД» есть перечень разрешенных к эксплуатации систем, о чем можно узнать в соответствующих управлениях центрального аппарата ОАО «РЖД».

В соответствии с действующим за­конодательством вышеупомянутые действия расцениваются как незакон­ное предпринимательство.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.