Безопасность на железнодорожном транспорте: Проблемы, тенденции, правила честного бизнеса (журнал "РСП Эксперт", №9, 2012)

Безопасность на железнодорожном транспорте

Последнее время все чаще поднимаются вопросы повышения безопасности железнодорожных перевозок, оптимизации работы хозяйств СЦБ, необходимости перехода на принципиально новый уровень управления движением поездов. Сегодня мы обсуждаем их с генеральным директором НПЦ «Промэлектроника» Игорем Тильком, чья компания более 20 лет занимается разработкой и комплексным внедрением современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ).

– Сегодня проявляется особый интерес к обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте и повышению эффективности управления движением поездов. Какие проблемы Вы здесь видите и как, по-вашему, их можно решить?

– Действительно, безопасность на железнодорожном транспорте и оптимизация поездной и маневровой работы на магистралях и подъездных путях промышленных предприятий на сегодняшний момент являются ключевыми для развития всей отрасли.

Последние годы среди основных проблем неизменно выделяют две наиболее значимые проблемы в области безопасности движения железнодорожного транспорта. В первую очередь, это старение основных фондов в хозяйстве автоматики и телемеханики. Сейчас оно в разы превышает темпы их обновления и модернизацию. Большинство применяемых сейчас систем разрабатывались еще в 60-70-х годах прошлого века на базе релейно-контактной и дискретной полупроводниковой техники. У них есть ряд существенных недостатков, поэтому использовать их экономически невыгодно и технически бесперспективно.

Во-вторых, данный фактор усугубляется нехваткой финансирования. Это особенно актуально для промышленных предприятий. Здесь железнодорожный транспорт, как правило, – вспомогательное подразделение. Финансируется оно по остаточному принципу. К сожалению, этими негативными тенденциями пользуются нечистые на руку дельцы. Одержимые идеей продать хоть что-нибудь, они не заботятся о качестве и безопасности продукции.

Во всем мире эти проблемы решают путем замены старого оборудования на современные микропроцессорные системы ЖАТ. Их внедрение обходиться в несколько раз дешевле, чем содержание релейного оборудования. Связано это не только с многофункциональностью и надежностью подобных систем, но также с их высокой рентабельностью и экономической эффективностью.

При этом желательно, чтобы ответственность за весь комплекс работ была в руках одного предприятия. Это гарантия того, что заказчик не останется один на один с незнакомым ему оборудованием после исчезновения с рынка компании-однодневки. Хочу особо отметить, что с такой сложной задачей сможет справиться только компания с успешным многолетним опытом работы в этой сфере.

– Системы ЖАТ относятся к наиболее консервативным, правила построения их вырабатывались десятилетиями. Как бы Вы сегодня обозначили вектор развития этих систем?

– В настоящее время делается упор на современные микропроцессорные системы ЖАТ. Расширяются их функции. Увеличиваются объемы обрабатываемой ими информации. За счет внедрения данных систем влияние человеческого фактора сводится практически к нулю. Это, в свою очередь, существенно повышает безопасность и эффективность перевозочного процесса. К тому же вероятность отказов в современных системах ЖАТ гораздо меньше, чем в традиционных релейных устройствах.

Стремительному развитию микропроцессорной базы служат несколько факторов. В первую очередь, осуществляется интеграция телекоммуникационных и IT-систем. Во-вторых, создаются самонастраивающиеся и самообучающиеся устройства. Разрабатываются системы поддержки принятия решений, а также встроенные средства диагностики и удаленного мониторинга. Обеспечивается увязка с АСУТП предприятия.

Именно реализация этих возможностей – другими словами, интеллектуализация систем, является главной технической тенденцией в современном мире.

– Обязательным условием обеспечения безопасности является выполнение требований законодательных актов. С какими трудностями здесь могут столкнуться предприятия промышленного железнодорожного транспорта?

– Сегодня на рынке все чаще появляется несертифицированная продукция. На предоставляемые услуги нет допусков СРО. Обращение к подобным недобросовестным поставщикам чревато авариями, экологическими катастрофами, человеческими жертвами и колоссальным материальным ущербом.

Наша компания несколько лет входит в состав Национального союза железнодорожников России и Некоммерческого партнерства «Предприятий промышленного железнодорожного транспорта». Здесь мы выступаем за производство надежной продукции и качественное выполнение работ. Также ведем активную пропаганду строгого соблюдения требований безопасности, определяемых Федеральным законом и другими нормативными актами.

То, что нас сегодня особенно волнует, – появление так называемых «самопальщиков». Мы не считаем их конкурентами. Они делают свою продукцию в сомнительных условиях, не заботятся о качестве и не проходят необходимых экспертиз. Зачастую эти люди даже не знакомы с требованиями безопасности и не в состоянии обеспечить сервисное сопровождение эксплуатации. Главное для них – сделать продукцию как получится и продать ее дешевле.

Более того, не желая выполнять разработку установленным порядком и проходить обязательную сертификацию, подобные предприятия сознательно вводят в заблуждение заказчиков. Они ссылаются на несуществующие или фальсифицированные разрешительные документы. А ведь сертификат для руководителя предприятия-заказчика – это страховка избежать уголовной ответственности в случае крупной аварии.

К сожалению, ситуация не меняется к лучшему. Основная причина коренится в правовой неосведомленности заказчика и не всегда четких формулировках нормативных актов.

– В большинстве стран борьба с контрафактным оборудованием и недобросовестными поставщиками ведется посредством сертификации продукции. Почему процесс стандартизации становится незаменимым в современных рыночных условиях?

– Для компании-изготовителя это средство организации всей его деятельности. Особенно, если предприятие является еще и разработчиком, так как качество продукции закладывается именно на данном этапе. Главное, что дает стандартизация – изменение психологии людей, перелом в отношении к своему труду: не скрыть ошибку или брак в разработке, а наоборот, выявить их и сделать так, чтобы впредь они не возникали.

Смысл сертификации заключается в том, что на каждом этапе жизненного цикла внедряемых систем, от разработки до утилизации, происходит проверка и подтверждение соответствия продукции установленным требованиям. Это длительный процесс непрерывного поиска методов и средств, испытаний и экспертиз.

Но поскольку сам процесс скрыт от потребителя, ему может показаться, что сертификат – просто красивая бумажка, которую легко купить. На самом деле, если вся продукция и система менеджмента качества предприятия имеют сертификаты соответствия (а каждый сертификат – это ежегодные проверки со стороны инспектирующих органов и периодические ресертификации), то это является показателем стабильности и надежности компании.

НПЦ «Промэлектроника» одним из первых в отрасли ввел у себя стандарт ИСО 9001 и стал первой российской компанией, получившей европейский сертификат CENELEC на соответствие уровню безопасности SIL4. Сейчас мы занимаемся внедрением на предприятии системы IRIS, поэтому, как никто другой, осознаем важность и необходимость проведения любой сертификации.

Радует, что не мы одни понимаем, насколько значим этот процесс. Есть предприятия, которые так же испытывают изделия, составляют документы по безопасности и согласовывают их в соответствующих органах. Ведь, как известно, ошибки и сбои в системах, управляющих перевозкой опасных грузов – взрывчатки, топлива, сжиженных газов, кислот и тому подобного, – могут обойтись очень дорого.

Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь и здесь.