Недавно завершилась масштабная модернизация хозяйства СЦБ Норильской железной дороги. Этот проект во многом можно назвать уникальным. Сразу четыре станции дороги, железнодорожный переезд и перегоны были оборудованы современными микропроцессорными системами железнодорожной автоматики и телемеханики разработки НПЦ «Промэлектроника». Стратегически важным шагом в деле модернизации железной дороги стало включение функции удаленного управление станциями с одного поста.
На сегодняшний день на четырех объектах Норильской железной дороги – станции Кайеркан, постах Каларгон, Разрез, Алыкель введена в эксплуатацию микропроцессорная централизация стрелок и сигналов МПЦ-И и работает система контроля участков пути методом счета осей ЭССО. Железнодорожный переезд Объездная дорога оборудован системой автоматического управления переездной сигнализацией МАПС, а на перегонах между станциями обеспечивает безопасность движения поездов микропроцессорная полуавтоматическая блокировка МПБ.
Внедрение микропроцессорных систем стало необходимым и закономерным этапом модернизации железнодорожного хозяйства дороги – прежние электромеханические системы обеспечения безопасности давно морально и физически устарели. Безопасность перевозочного процесса практически полностью зависела от человеческого фактора, а суровые климатические условия усугубляли сложность ручного труда по обслуживанию таких систем и устройств.
Современная автоматика, обеспечивая высокий уровень надежности и безопасности, обладает расширенной функциональностью, позволяет организовать комфортные рабочие места эксплуатационному персоналу, осуществить переход к обслуживанию систем по текущему состоянию.
Функция удаленного управления с одного поста сразу несколькими станциями, предусмотренная в микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И, реализована на Норильской железной дороге также с целью оптимизации работы эксплуатационного персонала. Сейчас дежурная ключевой станции Кайеркан управляет станционной работой постов Каларгона, Разреза и Алыкель и видит всю поездную ситуацию на дороге. Введение этой функции позволило решить проблемы территориальной разобщенности станций, вопросы с доставкой дежурных на удаленные станции, особенно в условиях полярной зимы.
Стоит отметить тот факт, что все работы по внедрению наших систем выполнялись силами специалистов НПЦ «Промэлектроника».
Виктор Васильевич Матиещук, заместитель главного инженера Норильской железной дороги – начальник службы сигнализации и связи:
«Во главу угла мы ставим безопасность движения на дороге. Применение современных микропроцессорных систем железнодорожной автоматики способствует повышению уровня безопасности перевозочного процесса. При этом сокращаются эксплуатационные расходы. Так, например, отказавшись от применения рельсовых цепей и перейдя на счетчики осей, мы значительно сократили затраты на обслуживание. Увеличилась общая производительность труда и, что немаловажно, повысился престиж профессии СЦБиста».
Для справки:
Норильская железная дорога — крупнейшая на пространстве бывшего СССР изолированная железнодорожная сеть широкой колеи (1520 мм), одна из самых северных железных дорог мира. Находится на территории Красноярского края, в Норильском промышленном районе.
Норильская железная дорога является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта в общемировом масштабе.
Это железнодорожная сеть, вагоны на которую можно доставить либо по реке Енисей в период короткой летней навигации, либо по арктическим морям.
Это «дорога жизни», благодаря которой стало возможным появление города Норильска и Норильского промышленного района.