Для контроля свободности/занятости участков железнодорожного пути применяется технология счета осей. Эта технология используется на участках любой сложности и протяженности как на станциях, так и на перегонах. Работа систем счета осей строится по следующему принципу: при совпадении числа въехавших и выехавших колесных пар участок регистрируется как свободный от подвижного состава. Если это условие не выполнено, участок считается занятым.
Системы счета осей – не просто функциональная альтернатива рельсовым цепям. Область применения систем счета осей шире, чем у рельсовых цепей. Они используются при загрязнении балласта и, как следствие, падении его сопротивления ниже допустимого, в случае применения металлических шпал, стяжек и прочих элементов, приводящих к электрическому замыканию рельсовых цепей, при размещении на цельнометаллических мостах.
Кроме того, система счета осей обладает такими возможностями предоставления расширенной информации, как контроль передвижения и распознание типа подвижного состава, определение длины поезда, измерение и контроль скорости его движения.
Первые продукты НПЦ «Промэлектроника» в области счета осей начали функционировать в 1996 году, сегодня компанией разработано целое поколение систем счета осей – ЭССО, ЭССО-М и ЭССО-М-2.