В конце прошлого года на станции Асфальтная Южно-Уральской дороги введена в опытную эксплуатацию система контроля участков пути методом счета осей ЭССО-М – разработка научно-производственного центра «Промэлектроника». ЭССО-М относится к новому поколению систем счета осей и соответствует мировым тенденциям развития железнодорожной автоматики и телемеханики.
Отечественная микропроцессорная система контроля участков пути методом счета осей ЭССО, созданная в 1995 г. специалистами НПЦ «Промэлектроника», в отличие от европейских аналогов разрабатывалась с учетом сложных климатических и эксплуатационных условий. Ее аппаратура проста в установке, имеет небольшие габариты и не нуждается в сезонных регулировках. Система работает в сложных климатических условиях при температуре от –60 до +85 °С.
Сейчас система ЭССО введена в эксплуатацию на магистральных железных дорогах и десятках промышленных предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
В 2012 г. система счета осей ЭССО прошла сертификацию на соответствие наивысшему уровню безопасности SIL4 европейского стандарта CENELEC. Это дает возможность широко применять ее в странах Евросоюза.
На основе накопленного за годы эксплуатации опыта ЭССО специалисты НПЦ «Промэлектроника» создали систему ЭССО-М. Она легко интегрируется в существующие системы СЦБ при модернизации и капитальном ремонте, обеспечивает стыковку с микропроцессорными системами СЦБ по безопасному последовательному интерфейсу.
Система контролирует свободность/занятость участков железнодорожного пути и служит альтернативой рельсовым цепям. Она применяется на станционных и перегонных участках пути железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также линиях метрополитена и скоростного трамвая.
ЭССО-М состоит из напольного оборудования, находящегося на контролируемых системой путях, и постового оборудования, устанавливаемого на посту ЭЦ. К напольному оборудованию относятся счетные пункты СП, включающие в себя электронный напольный модуль НЭМ и рельсовый датчик РД с комплектом крепления.
К постовому оборудованию относятся:
решающий блок БР, состоящий из кассеты КБР, решающей платы ПЛР и интерфейсной платы ПЛИ;
устройства подключения счетного пункта УПСП и сопряжения с каналами связи УСКС;
постовой терминал ПТ;
пульт сброса ложной занятости ПСЛЗ.
Для обеспечения требований безопасности движения поездов ЭССО-М имеет дублированную структуру. Дублирование реализовано таким образом, что контроль свободности путевого участка считается достоверным только при полном совпадении информационных и управляющих сигналов, сформированных основными и дублирующими программно-аппаратными узлами системы.
Технические характеристики систем ЭССО и ЭССО-М приведены в таблице.
Технические характеристики |
ЭССО |
ЭССО-М |
Питающее напряжение, В |
220 (переменный ток от специализированного УБП) |
12, 24, 48 (постоянный ток), 220 (переменный ток) |
Максимальная мощность, потребляемая одним счетным пунктом, Вт |
10 |
3,5 |
Увязка с внешней системой (безопасный интерфейс) |
Внешние контрольно-путевые реле |
Выходы «сухой контакт», последовательный резервируемый интерфейс Ethernet |
Технологический интерфейс |
RS-232 |
RS-485, Ethernet |
Дальность передачи информации от счетного пункта к постовой аппаратуре по кабелю СЦБ, км |
10
|
5
|
Защита от сбоев в счете при проходе снегоуборочной техники |
Имеется |
Имеется |
Напольное оборудование |
Электронный модуль НЭМ и рельсовый датчик РД |
Электронный модуль НЭМ и рельсовый датчик РД или счетный пункт ДКУ «Колдун». |
Необходимость регулировок в процессе эксплуатации |
Отсутствует |
Отсутствует |
ЭССО-М может контролировать участки любой протяженности и конфигурации. В ней по сравнению с ЭССО можно получить более расширенную технологическую и диагностическую информацию, отображаемую на ЖК-панели с интуитивно понятным интерфейсом, например: количество осей, проследовавших через каждый счетный пункт с учетом направления; предотказные состояния каналов связи со счетными пунктами. При этом применяются как счетные пункты ЭССО, так и счетные пункты следующего поколения ДКУ «Колдун» (разработка НПЦ«Промэлектроника»).
Основное преимущество ЭССО-М – увязка с системами верхнего уровня по современным цифровым каналам. Для увязки с микропроцессорными системами используется цифровой последовательный интерфейс, для увязки с релейными системами – встроенный безопасный интерфейс типа «сухой контакт», не требующий внешних реле. Последовательный интерфейс возможно адаптировать под требования заказчика.
В ЭССО-М используется меньше оборудования, чем в ЭССО – один решающий блок контролирует 15 участков. Стандартный промышленный конструктив позволяет легко интегрировать модули ЭССО-М в стандартные шкафы системы верхнего уровня.
Системы ЭССО и ЭССО-М находятся в эксплуатации на Южно-Уральской дороге. Начальник участка Челябинской дистанции СЦБ Южно-Уральской ДИ С.К. Сидоров так отзывается об их работе: «У нас довольно большой опыт эксплуатации системы ЭССО. Это качественная малообслуживаемая система, которая позволяет отказаться от изолирующих стыков – одного из самых ненадежных элементов в рельсовой цепи, имеющих большое количество отказов. Некоторые сложности возникают при проходе специальной техники, которые сейчас решаются в организационном порядке. Новая система ЭССО-М также проста в обслуживании и замене элементов. Она выполнена на качественно новом уровне. Система предоставляет больше диагностической и технологической информации, что позволяет выявлять предотказные состояния элементов системы, а такжеснижает время поиска и устранения неисправностей. Это является одной из главных задач хозяйства автоматики и телемеханики – чем больше диагностики, тем безопасней и надежней эксплуатация системы».
Оригинальную версию материала можно посмотреть здесь.